Кинематика движения жидкости в рабочих органах насосов

0

Преобразование подводимой к насосу механической энергии в энергию движущейся жидкости в лопастных насосах производится за счет непосредственного силового воздействия лопастей рабочего колеса на жидкость, заполняющую его каналы. Рабочее колесо является, таким образом, основным элементом насоса, а кинематические показатели (значения и направления скоростей, траектории движения и т. п.) движущейся через колесо жидкости оказывают решающее влияние на энергетические параметры насоса (напор, подача, КПД).

Согласно общим положениям мс ханики жидкости, абсолютная скорость v в области лопастного колеса может быть получена как геометрическая сумма относительной w и переносной и скоростей.

В векторной форме

С учетом формулы (2.10) имеем:



или окончательно






Определение значений и направлений относительной и переносной скоростей производится на основе упрощенных теоретических схем течения, наиболее близко приближающихся к действительному характеру движения жидкости в межлопастных каналах рабочего колеса насоса рассматриваемого типа.

В основу представления об установившемся движении потока через рабочее колесо центробежного насоса положена гипотеза о струйном течении жидкости. Согласно этой гипотезе траектория каждой частицы жидкости в пределах межлопастного канала колеса по форме совпадает с кривой очертания лопасти. Строго говоря, такое движение может наблюдаться лишь при бесконечно большом числе бесконечно тонких лопастей. Тем не менее при расчете проточной части центробежных колес с часто расположенными лопастями, образующими каналы большой длины (по сравнению с размерами поперечного сечения),такое допущение в первом приближении является вполне обоснованным.

Предположим, что заданы геометрические размеры рабочего колеса центробежного насоса (рис. 2.2,а), его объемная подача Q и частота вращения п. Пользуясь гипотезой о струйном течении, определим значение и направление относительной скорости на плоском сечении канала, перпендикулярном оси насоса в некоторой точке потока, отстоящей от оси вращения на расстоянии г (рис. 2.2, б). Относительная скорость в этом случае направлена по касательной к поверхности лопасти. Для определения ее значения воспользуемся уравнением неразрывности, составив его для цилиндрического сечения потока, проходящего через рассматриваемую точку. Площадь этого сечения, за вычетом части, занятой толщиной лопастей, обозначим через fr. Радиальная составляющая скорости потока и направлена по касательной к окружности радиусом г в сторону вращения.




Радиальная составляющая относительной скорости wr лежит в рассматриваемой Плоскости и перепен-дикулярна вектору переносной скорости и. Касательная к поверхности лопасти, по которой направлена относительная скорость w образует угол 0 с направлением, обратным переносной скорссти. Проводя из конца вектора wt прямую, параллельную направлению скорости и, до пересечения с этой касательной, получим, согласно плану скоростей, в точке пересечения конец вектора относительной скорости W.

Переносная скорость в рассматриваемой точке потока:


Значение относительной скорости:

План скоростей для выходного сечения рабочего колеса строится так же, как и для произвольной внутренней точки. Значение переносной скорости определяется из уравнения:


Таким образом, гипотеза о струйном течении, основанная на предположении о бесконечном числе лопастей, позволяет построить параллелограмм скоростей в любой точке потока внутри рабочего колеса насоса.

Коэффициент стеснения ф равен отношению действительной площади сечения потока к площади сечения, свободного от лопастей:




Параллелограмм скоростей потока при входе в рабочее колесо получим аналогичным образом, направив относительную скорость по касательной к лопасти при входе, которая составляет угол с касательной к окружности входа £>i, т. е. с направлением, обратным переносной скорости Ui.

Переносная скорость потока при входе в колесо:





Радийльная составляющая относительной скорости:



Суммируя переносную «2 и относительную Юг скорости, получим абсолютную скорость i»2— Проектируя абсолютную скорость на направление переносной, получим окружную составляющую абсолютной скорости:

Таким образом, зная размеры рабочего колеса и форму ло астей, для данных значений расхода и частоты вращения насоса можно определить треугольники скоростей для входного, выходного и любого промежуточного сечений рабочего колеса, найти векторы абсолютной скорости и получить по ним траектории абсолютного движения жидкости.

Характер движения перекачиваемой жидкости до рабочего колеса насоса определяется конструкцией

подводящего (всасывающего) водовода. Для обеспечения большей устойчивости потока в подводящем канале скорости течения назначаются постепенно нарастающими от входного патрубка к входу в колесо. Диаметр входного патрубка определяется по сечению трубопровода, который, в свою очередь, рассчитывается исходя из допустимых потерь напора. Выравнивание поля скоростей по сечению потока непосредственно перед входом в рабочее колесо достигается с помощью конфузора, повышающего скорости на 15—20%.

Простейшей конструктивной формой является прямоосный конический патрубок (см. рис. 1.3). Однако такое решение возможно лишь при консольном расположении рабочего колеса насоса.

У многоступенчатых насосов и насосов двустороннего входа вал проходит через рабочее колесо и жидкость должна подводиться к колесу сбоку. В этом случае основная трудность состоит в том, чтобы жидкость обтекала втулку вала, не образуя за ней вихревую зону. Для этого подводящему водоводу придается спиральная форма, при которой средняя осевая линия водовода проходит касательно к окружности входа в колесо.

В многоступенчатых центробежных насосах секционного типа жидкость к колесу подводится по переводным каналам, скорость течения в которых принимается постоянной и равной 0,8—0,85 скорости входа в колесо.

Отводящие каналы центробежных насосов должны обеспечивать, во-первых, осесимметричность потока жидкости при выходе из рабочего колеса, что создает благоприятные условия для установившегося относительного движения в межлопастных каналах колеса, и, во-вторых, преобразование кинетической энергии потока, выходящего нз колеса, в энергию давления.

Наиболее характерной конструкцией отводящего канала одноступенчатых центробежных насосов является спиральный отвод, состоящий из спирального канала и диффузора. Спиральный канал собирает перекачиваемую жидкость, выходящую из рабочего колеса, н подводит ее к диффузору. При этом обеспечивается осевая симметрия потока за рабочим колесом насоса. В диффузоре происходит снижение скорости потока и преобразование кинетической энергии жидкости в потенциальную энергию давления.

Поперечное сечение спирального отвода может иметь различную форму. Обычно оно бывает круглым, или очерченным по дуге круга и двум прямым, касательным к дуге и образующим в пересечении угол 35—45°, или в виде сектора с закругленными углами.

В многоступенчатых центробежных насосах высокого давления применяются лопастные отводы, отличительной чертой которых является наличие нескольких каналов по окружности колеса.

При изучении характера движения перекачиваемой жндкостн в пределах рабочего колеса осевого насоса допускается, что движение происходит по цилиндрическим поверхностям тока и радиальные составляющие абсолютных скоростей, таким образом, отсутствуют.

Вырежем в области рабочего колеса элементарный цилиндрический слой толщиной Дг двумя бесконечно блнзкими соосными цилиндрическими поверхностями, образующие которых параллельны оси насоса (рис. 2.3, а), и развернем его на плоскости. Сечение этого слоя лопастями рабочего колеса даст на него ряд профилей. Продолжим этот ряд в обе стороны до бесконечности. Тогда обтекание каждого профиля этого прямого ряда будет одинаковым, что соответствует его работе в цилиндрическом слое. Такой бесконечный ряд (рис. 2.3, б) с одинаковыми расстояниями между двумя соседними профилями носит название прямой плоской бесконечной решетки профилей.

Вращение рабочего колеса насоса имитируется движением плоской решетки профилей вдоль своей продольной оси со скоростью переносного движения н = (огг. В любой точке потока в пределах решетки профилей может быть построен план скоростей (см. рис. 2.3, б). При построении треугольников скоростей осевых насосов следует учитывать две особенности:

1) скорости переносного движения:


Таким образом, треугольники скоростей на входной и выходной кромках лопастей имеют одинаковое основание и равную высоту, поэтому их удобно совместить. На рис. 2.3, в показан такой совмещенный план скоростей для лопастей решетки профилей осевого насоса.

В основу расчета рабочих колес осевых насосов положено пред-положениие о потенциальном (безвихревом) движении жидкости в межлопастных каналах. Принципиальное отличие работы решетки профилей от единичного профиля заключается в том, что направления скорости жидкости до и после решетки различны, т. е. решетка профилей меняет направление скорости на бесконечности, а единичный профиль этого направления не меняет. Так как uiz= v = vz, то возмущающее действие решетки всех точек лопастей рабочего колеса, в том числе входной и выходной кромок, для рассматриваемого цилиндрического слоя

2) в силу сплошности потока осевые составляющие абсолютной скорости ц, во всех точках рассматриваемого цилиндрического слоя должны быть:


Относительная скорость равная среднему значению относительных скоростей на входе в решетку и на выходе из нее шг, носит название скорости на бесконечности и играет в теории решеток ту же роль, что и скорость на бесконечности при обтекании единичного профиля. Значение ее и направление определяются из плана скоростей (см. рис. 2.3, а):

Величина этого угла, определяя характер обтекания профиля лопасти потоком жидкости, оказывает существенное влияние на режим работы насоса.

Leave A Reply