Скважинные насосы

0

Скважинные насосы предназначенные для подъема воды из трубчатых колодцев (глубиной не более 125 м) с подачей 30— 1200 м3/ч и напором 30—125 м. Насосы с трансмиссионным валом состоят из трех основных узлов (рис. 5.6): насосного узла, напорного трубопровода с трансмиссионным валом и приводной головки.

Насосный узел (рис. 5.7, а) представляет собой группу соединенных шпильками секций корпусов, внутри которых находится вал с насаженными на нем центробежными рабочими колесами.

Вода поступает в иижний направляющий корпус насосного узла через защитную сетку и всасывающую трубу. Потери в защитной сетке обычно не превышают 0,25—0,5% потребляемой мощности. Снижение потерь зависит главным образом от правильного выбора размера и конструкции защитной сетки. Корпус рабочей секции насоса чугунный; во внутренней полости его отлит за одно целое с корпусом направляющий аппарат, имеющий проточку для размещения рабочего колеса. На 10 рабочих секций устанавливается корпус насоса без рабочего колеса, так как во внутренней полости его отлит направляющий аппарат, который служит промежуточной опорой подшипника вала.

Секционная конструкция насосного узла позволяет сравнительно просто изменять число ступеней в насосе и, следовательно, напор насоса.

В трансмиссионных насосах чаще всего применяют закрытые центробежные рабочие колеса с полуосевы-ми лопаточными отводами либо чисто диагональные. В диагональных рабочих колесах движение воды направлено под углом 45 ° к оси, что позволяет уменьшить наружный диаметр насоса и, следовательно, использовать насос в скважине малого диаметра, обеспечивая достаточно высокую подачу.

Опорами вала служат подшипники, состоящие из резиновых втулок, укрепленных в гнездах направляющих аппаратов корпусов насосного узла. Втулки имеют на внутренней поверхности осевые продольные канавки для прохода воды, которая смазывает и охлаждает трущиеся поверхности втулки и вала. По этим канавкам выносятся водой попавшие в подшипник частицы песка. Шейки вала в местах их соприкасания с резиновыми втулками хромированы, благодаря чему значительно удлиняется срок службы втулок и устраняется опасность коррозии вала.

Фланец верхнего корпуса насосного узла прикрепляется к нижнему концу колонны напорных труб. Напорный трубопровод служит каналом, по которому вода подается от насосного узла к потребителю и в котором находится трансмиссионный вал, соединяющий насосный узел с электродвигателем. Напорный трубопровод и трансмиссионный вал собирают из отдельных секций.

Напорные трубы соединяют между собой с помощью фланцев и болтов. Между фланцами труб находятся промежуточные подшипники трансмиссионного вала (рис. 5.7, б) Для смазки подшипников в насос перед его пуском заливают воду через трубку в колене станины. В процессе работы подшипники смазываются перекачиваемой жидкостью. Насосы типа НА не требуют заливки воды перед пуском, так кпк их трансмиссионный вал закл чен в трубу, наполненную маслом.

Приводная головка насоса состоит из станины (рис. 5.7, в) и электродвигателя. Чугунная отливка станины служит опорой для водоподъемного трубопровода, который подвешивается в нижней части колена; к верхней его части присоединяется напорный трубопровод. В верхней образующей колена имеется прилив, где установлен сальник. В нижнюю часть сальникового устройства запрессована втулка, над которой находится направляющая бронзовая трубка с уложенной в нее в несколько витков сальниковой набивкой. Между витками набивки помещена смазочная втулка.

Электродвигатели, применяемые для трансмиссионных насосов, имеют следующие особенности:

для восприятия гидравлического усилия и веса вращающихся деталей насосной установки в электродвигателе установлен радиальноупорный подшипник;

вал электродвигателя выполнен полым, в его полости проходит трансмиссионный вал, закрепляемый регулировочной гайкой; с помощью гайки, опирающейся на муфту стопорного устройства, регулируются зазоры между рабочими колесами и направляющими аппаратами в насосном узле;

в верхнюю часть электродвигателя вмонтировано стопорное устройство (храпового типа), не допускающее вращения ротора двигателя в направлении, противоположном заданному.

Насосы типа ВП (скважинные пропеллерного типа) применяют для подачи воды с большим содержанием песка (до 1000 мг/л). Эти насосы широко распространены в ирригационных сооружениях и предназначены для подачи воды 240—280 м3/ч с напором 4—24 м

Долголетняя практика эксплуатации скважинных трансмиссионных насосов показала их надежность, но одновременно были установлены и их недостатки. Насосный узел обладает высоким КПД (80%), однако длинная трансмиссионная передача, отклонения в центрировании вала и другие недостатки приводят к снижению КПД насосного агрегата на 20—25%. Монтаж трансмиссионного вала и установка промежуточных опорных подшипников значительно усложняют монтаж насосного агрегата. Расположение насосного узла в скважине не позволяет точно отрегулировать зазоры между рабочими колесами и направляющими аппаратами, что приводит к большим объемным потерям, снижению подачи, напора и КПД насоса. Наблюдения за работой насоса АТН-12-1-10 показали, что при изменении зазора от 0,4 до 2,33 мм КПД насосного узла уменьшается на 18%.

Погружной насос представляет собой агрегат, состоящий из центробежного многоступенчатого насоса (рис. 5.8) и погружного электродвигателя с жестким соединением их валов. Таким образом, отпадает необходимость в длинном трансмиссионном вале.

Насосный агрегат подвешивают в скважине на колонне видоподъемных труб и опускают в воду на такую глубину, чтобы верхний фланец клапанной коробки находился ниже динамического уровня в скважине не менее чем на 1,5 м. Днище электродвигателя должно находиться выше фильтра скважины не менее чем на 1 м.

Для забора воды из артезианских скважин в России применяют погружные насосы восьми типов: ЭЦВ, АПТ, АП, АПВ, АПВМ, АЭНП, ЭНП, ГНОМ.

В настоящее время насосы АТП, АП, АПВ, АПВМ, ЭНП снимаются с производства и заменяются насосами ЭЦВ.

Погружные электронасосы для воды ЭЦВ выпускаются в соответствии с ГОСТ 10428—79, который предусматривает их изготовление свыше 100 типоразмеров для скважин диаметром 100—500 мм, с подачей воды 0,63—1200 м3/ч, напором 12—680 м, с общей минерализацией не более 1500 мг/л (сухой остаток), pH = 6,5 4-9,5 >с температурой до 25° С и с содержанием хлоридов не более 350 мг/л, сульфидов не более 500 мг/л, сероводорода не более 1,5 мг/л.

На рис. 5.8 показан многоколесный насос ЭЦВ 8-25-300. Каждая ступень насоса состоит из рабочего колеса, лопаточного отвода и обоймы. Вода поступает в насос через корпус основания, защищенный перфорированным листом из нержавеющей стали. Рабочее колесо (радиальное, закрытого типа, с гидравлической разгрузкой) фиксируют и а валу относительно лопаточных отводов с помощью распорных втулок и закрепляют шпонкой. Материал рабочих колес—ударопрочный полистирол. Лопаточные отводы имеют радиальные лопатки на всасывающей и нагнетательной стороне, которые образуют межлопастные каналы для отвода воды от рабочего колеса предыдущей ступени и подвода воды к колесу последующей ступени. Их выполняют из полипропилена и армируют чугунными кольцами в местах уплотнительных узлов. Стальные обоймы, составляющие корпус насоса, устанавливают между корпусами основания и шарового клапана и стягивают четырьмя стяжками.

Опорами вала служат два резинометаллических подшипника (нижний и верхний). При числе ступеней больше 10 устанавливают дополнительный средний корпус, в котором размещают дополнительный промежуточный подшипник. Подшипники насоса смазываются откачиваемой водой, а электродвигатель—водой, залитой в полость статора перед его установкой в скважину. Электронасос никогда не должен работать «всухую»—даже кратковременное включение насоса в работу без воды приводит к повреждению подшипников и обмотки двигателя.

В верхней части насоса расположен шаровой клапан, состоящий из пластмассового обрезиненного шара и корпуса с расточкой под шар. Клапан служит для разгрузки агрегата от давления столба воды в напорном трубопроводе и для предохранения от обратного вращения колес насоса и ротора двигателя при внезапном отключении электродвигателя.

Для привода насоса применяется электродвигатель типа ПЭДВ (П — погружной, ЭД—электродвигатель, В — заполненный водой). Электродвигатель относится к типу мокрых двигателей, т. е. перед опусканием в скважину он должен быть заполнен чистой профильтрованной водой. Кабель для питания электродвигателя опускают в скважину одновременно с монтажом колонны водоподъемных труб и крепят к ним с помощью поясов. Длина токопроводящего кабеля, входящего в комплект агрегата, должна быть численно равна номинальному напору. Кроме того, к этому значению добавляют 3,5 м (расстояние от скважины до станции автоматического управления) и 1 м на каждые 50 м спуска для компенсации возможного скручивания и прогиба кабеля во время монтажа.

Насосы ЭЦВ других типоразмеров по своей конструкции значительно отличаются от описанного насоса. Так, например, секция насоса ЭЦВ 8-40-65 имеет корпус, отлитый за одно целое с направляющим аппаратом, т. е. она подобна секции артезианского насоса с трансмиссионным валом типов А и АТН.

Поскольку содержание мехаииче-ских примесей более 0,01% приводит к повреждению резинометаллических подшипников, насосы типа ЭЦВ запрещается применять для промывки скважин. Для этой цели рекомендуется применять насосы типа ЭНП, так как ими можно перекачивать воду с содержанием механических примесей до 0,05% по массе. В этих насосах для смазки реэинометалли-ческих подшипников и полости электродвигателя используется перекачиваемая жидкость, часть которой очищается центробежным очистителем, расположенным над верхней ступенью насоса. Очищенная вода по полым валам насоса и электродвигателя поступает в камеру подпятника и оттуда через лабиринтный замок направляется в полость электродвигателя.

Погружные насосы по сравнению с артезианскими с трансмиссионными валами имеют ряд преимуществ: исключается необходимость применения длинного вертикального вала с промежуточными подшипниками, уменьшается металлоемкость насоса;

отсутствие трансмиссионного вала позволяет применять погружные насосы в искривленных скважинах;

упрощается конструкция водоподъемного трубопровода, монтаж и демонтаж насосной установки;

уменьшается площадь павильона над скважиной.

Вследствие этих преимуществ погружные насосы находят широкое применение для подъема воды из трубчатых колодцев и постепенно вытесняют трансмиссионные насосы. ленными лопастямм рабочего колеса открытого типа (основное исполнение) ; ОПВ — осевой вертикальный насос с ручным приводом поворота лопастей рабочего колеса. Насосы обоих типов выпускаются с шестью моделями рабочего колеса. Насосостроительные заводы России поставляют осевые насосы восьми модификаций: К—с камерным подводом; МК—малогабаритные с камерным подводом; МБК.—моноблочные с камерным подводом; Э—с электроприводом разворота лопастей; ЭГ — с электрогидроприводом разворота лопастей; МБ—малогабаритные с электроприводом разворота лопастей; КЭ — с камерным подводом и электродвигателем разворота лопастей; МКЭ—малогабаритные с камерным подводом и с электроприводом разворота лопастей.

Leave A Reply