Профилактический и капитальный ремонт оборудования

0

Сложность состава, высокая стоимость высоколегированных сталей и цветных сплавов делают нерациональным их применение в массивных деталях, работающих в условиях кавитационно-абразивного воздействия. Поэтому используют обычный чугун, литую бронзу и толстолистовую сталь, которые имеют низкую кавитационно-абразивную стойкость. При изготовлении деталей насосов из этих материалов довольно широко применяют метод покрытия их рабочих поверхностей более стойкими к кавитационно-абразивному износу материалами — нержавеющими сталями и алюминиевой бронзой, а также сплавами, наносимыми на поверхность основного металла электродной наплавкой. Все большее распространение получают такие материалы, как нейлон, резина и пластмассы. Поверхность изнашиваемой детали защищается покрытием из этих материалов, периодически восстанавливаемым по мере износа с применением новейшей технологии — плазменной наплавки износостойких материалов.

Основной материал детали при этом не изнашивается. Результаты многочисленных лабораторных и натурных испытаний показывают, что за счет применения защитных полимерных покрытий срок службы деталей проточной части насосов может быть увеличен на 25—30 %.

Наблюдение за состоянием насосного и электрического оборудования, арматурой, аппаратурой и электродвигателями проводится обслуживающим персоналом. Дежурный персонал и руководители эксплуатационных бригад обязаны записывать все замеченные недостатки в сменные журналы.

Текущий ремонт проводят для предохранения оборудования насосных станций от преждевременного износа и от аварий; заключается этот ремонт в устранении мелких повреждений и неисправностей. Все работы по текущему ремонту подразделяются на две группы: непредвиденный ремонт, выполняемый в срочном порядке, и профилактический ремонт, заранее планируемый по объему и времени его исполнения. Текущий ремонт осуществляется силами эксплуатационного персонала насосной станции или силами ремонтных бригад.

В соответствии с «Правилами технической эксплуатации водопроводов и канализации» осмотр технического состояния насосов, электродвигателей и контрольноизмерительной аппаратуры должен производиться ежемесячно.

Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в «Положении о проведении плановопредупредительного ремонта водопроводно-канализационных сооружений». На основании этого документа на насосной станции составляют календарный план профилактического осмотра оборудования, который утверждает главный инженер управления водопровода или канализации.

При проведении профилактического осмотра и ремонта оборудования составляют подробную дефектную ведомость замеченных неисправностей, журнал осмотра агрегата и ремонта оборудования.

Вывод насосного агрегата на профилактический осмотр и ремонт предварительно согласуется с диспетчером. После отключения агрегата снимают оперативный ток и проводят все необходимые мероприятия, предусмотренные правилами технической эксплуатации и правилами техники безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий, в соответствии с планом проведения работ.

При профилактическом ежемесячном осмотре необходимо обращать особое внимание на вращающиеся винтовые соединения (гайки соединительных фланцев вала и т. д.), а также на болтовые соединения по разъему корпуса насоса, фланцевые соединения всасывающих линий, буксы сальника и на другие детали насоса.

Во время осмотра электродвигателя необходимо следить, чтобы двигатель был чистым и в него не попадали вода и масло. Продувать машину сухим сжатым воздухом следует не реже 1 раза в месяц. Особо тщательно нужно следить за чистотой подшипников, обмоток, масляных ванн, контактных колец, коллектора, щеток, токоподводов и вентиляционных каналов.

Чистоту масла проверяют при профилактическом осмотре не реже I раза в месяц — показателем для замены является его потемнение, накопление в нем воды и грязи или повышенный нагрев подшипников. Заменять масло следует не реже 1 раза в полгода у электродвигателей и не реже 1 раза в квартал у насосов. Текущий ремонт производится за счет эксплуатационных расходов и включается в промфинплан насосной станции.

План капитального ремонта оборудования составляют на основе данных профилактического осмотра и контроля энергетических характеристик насосного агрегата и утверждают в вышестоящей организации.

В процессе капитального ремонта заменяют изношенные конструкции, узлы и детали. По экономическим соображениям иногда целесообразно вместо капитального ремонта установить новые насосные агрегаты, имеющие более высокий КПД. За счет средств капитального ремонта можно производить наладочные работы по автоматизации управления насосными агрегатами, а также наладочные работы по интенсификации и установлению оптимального режима работы насосной станции.

При остановленном насосе проверяют и при необходимости заменяют: рабочее колесо; подшипники (у крупных вертикальных насосов проверяют состояние подшипника и зазора между вкладышем подшипника и шейкой вала); торцовое резиновое уплотнение; вкладыш резинового подшипника; шейку вала, покрытую нержавеющей сталью (у крупных вертикальных насосов). Защитная пленка вала (в зоне подшипника и торцового уплотнения) из нержавеющей стали весьма быстро выходит из строя. Во время капитального ремонта насоса защитную пленку наносят вновь методом электросварки под слоем углекислого газа с последующей проточкой на токарном станке и шлифовкой.

Если во время эксплуатации насосного агрегата замечено попадание воды в масляные ванны, то при проведении капитального ремонта необходимо произвести испытание маслоохладителя на отсутствие течи.

Маслоохладители сначала испытывают до установки в крестовины двигателя; вторично их испытывают после установки (совместно с собранным в пределах двигателя водопроводом) гидравлическим давлением 0,3 МПа в течение 5 мин.

Пуск агрегата после ремонта производится в следующем порядке: хлорируют и промывают корпус насоса и участки всасывающих и напорных линий до задвижек;

при получении заключения химической лаборатории о допуске агрегата к эксплуатации дежурный в присутствии производителя работ тщательно осматривает оборудование агрегата, оформляет акт на окончание работ и закрывает наряд;

восстанавливают гидравлическую схему агрегата;

собирают электрическую схему.

После выполнения указанных работ и получения разрешения приступают к испытанию агрегата на холостом ходу по утвержденной программе. По окончании предварительных испытаний по согласованию с диспетчером насосный агрегат включают под нагрузку. Через 72 ч агрегат останавливают, и производитель работ совместно с начальником станции или с начальником подъема осматривают насосный агрегат и при отсутствии дефектов составляют акт о вводе агрегата в эксплуатацию.

Ассигнования на капитальный ремонт выделяются за счет амортизационных отчислений с основных фондов.

Leave A Reply