Центробежные консольные насосы

0

Насосы — горизонтальные одноступенчатые консольные, с односторонним горизонтальным подводом воды к рабочему колесу, изготовляются двух типов: К — с горизонтальным валом на отдельной опорной стойке; КМ — с горизонтальным валом моноблочные с электродвигателем. Насосы типа К, на отдельной стойке, по согласованию с заводом-изготовителем могут быть изготовлены для перекачивания воды с температурой до 105°С.

Насосы в обычном исполнении поставляются с рабочим колесом, обеспечивающим верхние пределы поля Q — Н (в этом случае индекс в условное обозначение насоса не вводится) . По заявке заказчика насосы могут быть поставлены с обрезанным рабочим колесом по одному из вариантов, обеспечивающих среднюю (индекс «а») или нижнюю (индекс «б») характеристику Q — H поля насоса.

Корпус горизонтального одноступенчатого консольного насоса с осевым входом жидкости (типа К; рис. 5.1) представляет собой чугунную фигурную отливку, внутренняя полость которой выполнена в виде спирали с диффузорным каналом, переходящим в напорный патрубок. Корпус насоса крепится к фланцу опорной станины четырьмя болтами. В нормальном исполнении напорный патрубок направлен вертикально вверх; в зависимости от условий эксплуатации он может быть повернут вокруг оси насоса на 90, 180 и 270°. Передняя крышка корпуса насоса (отлитая за одно целое с входным патрубком) съемная, что позволяет осматривать рабочие органы насоса без его демонтажа. В корпусе выполнены отверстия, закрытые пробками: в нижней части — для сливания воды из полости корпуса насоса перед длительной его остановкой или разборкой; в верхней части спирального отвода — для удаления воздуха из корпуса насоса перед его заливкой и присоединения трубопровода от вакуум-насоса. Крышка корпуса для увеличения ресурса работы насоса защищена сменным уплотнительным кольцом.

Рабочее колесо (закрытого типа — лопасти колеса закрыты передним и задним дисками) закреплено на валу насоса шпонкой и гайкой. У насосов мощностью до 10 кВт устанавливают рабочие колеса,неразгруженные от осевых усилий, а у насосов мощностью более 10 кВт — разгруженные. Разгрузка осевого давления на задний ведущий диск и снижение давления перед узлом сальникового уплотнения вала насоса достигаются с помощью разгрузочных отверстий в заднем диске рабочего колеса и уплотнительного пояска на рабочем колесе со стороны узла уплотнения. У неразгруженного рабочего колеса осевое усилие воспринимается подшипниками.

Для разделения в корпусе насоса полостей низкого и высокого давления предусмотрен узел уплотнения лопастного колеса, который образован кольцевыми выступами на дисках колеса и защитными уплотняющими кольцами, установленными в передней крышке корпуса и закрепленными винтами. Рабочие колеса, разгруженные от осевых сил, имеют двустороннее уплотнение, остальные — одностороннее (со стороны входного патрубка). Зазор в узле уплотнения не должен быть более 0,3—0,5 мм. Превышение этой величины приводит к увеличению объемных потерь и снижению КПД насоса.

Вал насоса изготовляется из высококачественной стали. Опорами вала служат два подшипника, находящиеся в масляной ванне, которая размещена в опорном кронштейне. Насосы К-8/18 и К-90/20 имеют внешнюю шарикоподшипниковую опору и внутреннюю в виде бронзовой втулки, запрессованной в корпусе насоса. К внешней опоре подается из масленки густая смазка, внутренняя опора смазывается и охлаждается перекачиваемой жидкостью.

Для повышения ресурса работы насоса и предотвращения износа вала в зоне узла сальникового уплотнения на вал надета сменная защитная втулка.

Все насосы типов К и КМ имеют сальник с мягкой набивкой (из промасленного хлопчатобумажного шнура), которая уплотняется подтягиванием гаек крышки сальника. У насосов мощностью 10 кВт и выше между кольцами набивки устанавливают фонарное кольцо, соединенное ка.-налом с полостью высокого давления. Тем самым обеспечивается гидрозатвор в зоне узла сальникового уплотнения вала, препятствующий прониканию воздуха в полость низкого давления (при вакууме на входе воды в рабочее колесо насоса). У насосов мощностью до 10 кВт гидравлическое уплотнение сальника не предусматривается.

Опорная стойка представляет собой опорный кронштейн, на котором с помощью болтов закрепляется корпус насоса и в шарикоподшипниковых опорах устанавливается вал насоса. Шарикоподшипники закрыты крышками.

Смазка шарикоподшипников — консистентная (у насосов мощностью до 10 кВт) и жидкая (у насосов мощностью 10 кВт и выше).

В моноблочных насосах типа КМ и ЕКМ рабочее колесо насажено непосредственно на удлиненный вал электродвигателя, корпус которого имеет фланец для крепления корпуса насоса.

Корпус насоса, крышка корпуса, уплотняющие кольца, детали узла уплотнения вала у насосов К, КМ и ЕКМ на одинаковые параметры унифицированы.

Моноблокнасосы типов КМ и ЕКМ (рис. 5.2) значительно короче и меньше, чем обычные консольные насосы, так как у них отсутствует опорная стойка; они компактны и занимают небольшие площади, что позволяет более эффективно использовать производственные помещения, в которых монтируются насосные установки и другое оборудование. Лопастное колесо моноблок-насосов крепится на валу электродвигателей с помощью призматической шпонки и колпачковой гайки или винта. Вал электродвигателя моноблокнасосов типа КМ удлиненный, а типа ЕКМ— нормальной длины. По конструкции проточной части эти насосы аналогичны консольным насосам типа К, поэтому их энергетические параметры одинаковы.

Моноблокнасосы типа ЕКМ предназначены для перекачивания чистых жидкостей с температурой 50°С. Вал этих моноблокнасосов уплотнен резиновой манжетой, запрессованной в расточенное отверстие корпуса насоса. Спиральный корпус моноблокнасосов типа ЕКМ крепится к фланцу оболочки электродвигателя с помощью крышки-щитка, а моноблокнасосов типа КМ — с помощью промежуточного фонаря.

Насосы типа К поставляются комплектно с электродвигателем, муфтой и фундаментной рамой. По заявке заказчика насос может быть изготовлен со шкивом для ременной передачи. Вал насосов типов К и КМ вращается против часовой стрелки, если смотреть со стороны привода.

Консольные насосы всех трех типов широко применяют в городском и промышленном водоснабжении, на транспорте, в сельском хозяйстве, в водоснабжении микрорайонов и жилых домов, школ, больниц, а также в качестве циркуляционных насосов для подачи воды в системах горячего водоснабжения и центрального отопления ваться в циркуляционных системах тепловых и атомных электростанций.

Leave A Reply